Вы здесь

В гости к музыке П. И. Чайковского

(музыкально-литературная композиция по фрагментам произведений цикла «Времена года» для детей 5 –7 классов)

Приглушенно звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского. Взрослый читает текст (стихи К. Ибряевой и Р. Папковой).

Тихо, тихо сядем рядом –

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой...

Это – музыка торопит

И ведет нас за собой.

Музыка, которая сейчас звучала и к которой мы сегодня пришли в гости, написана великим русским композитором П. И. Чайковским.

То, о чем ты сейчас узнаешь, произошло очень-очень давно. В Петербурге, где долгое время жил композитор, издавался журнал, который назывался «Нувеллист» – от слова «новелла», что значит – небольшой рассказ.

Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненные Петром Ильичом. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 музыкальных пьес: январь, февраль, март...

Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, который стал называться «Времена года».

Давайте вместе перевернем странички музыкального календаря природы и внимательно прислушаемся к каждой.

«ЯНВАРЬ»

1-й пьесе альбома Чайковский дал еще одно название – «У камелька». «Камелек» – уютное, ласковое слово. Слушаешь неторопливое звучание мелодии и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате... Тепло, уютно, тихо... В комнате полутемно, вечереет... Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый, негромкий голос рассказывает о чем-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Мягко, нежно звучит музыка. Звуки плавно переходят один в другой.

Но вот рояль зазвучал встревоженно и таинственно. Все время повторяется небольшая музыкальная фразочка – тихая жалоба и даже тревога слышится в этой музыке.

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство.

Осторожней, осторожней –

Не спугнуть бы нам его.

Что нарушило теплый, уютный покой? Может быть, в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чем-то тревожном и таинственном?

Затихает, успокаивается музыка – улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Та, которую мы слышали вначале, только чуть-чуть измененная.

Послушайте внимательно эту музыку, а потом сами придумайте маленький рассказик о зимнем вечере. Интересно, какие мысли навеет тебе пьеса «У камелька»?

«ФЕВРАЛЬ»

И от грусти, и от скуки

Могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки,

Песни, пляски, шутки, смех.

Золотой волшебной рыбкой

Может музыка блеснуть

И по-дружески, с улыбкой

Вдруг в глаза нам заглянуть.

Может песней-полусказкой

Нас, шутя развеселить

И рассыпаться вдруг пляской,

В хороводе закружить.

Каждый знает, что такое масленица. Это веселый, яркий, шумный праздник. Всюду слышны песни, пляски, смех... Народ провожает зиму. Во время масленицы пекли румяные масленые блины – круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям.

Об этом и рассказывает музыка «Февраля». Вслушайтесь в нее – словно не рояль звучит, а балалайки, гусли, рожки. Так и кажется, что играет русский народный оркестр. Да и сама музыка такая по-настоящему русская — веселая народная пляска. Впрочем, это не просто пляска, а целая картинка шумного, многолюдного праздника.

Когда будешь слушать «Масленицу», непременно прислушайся к музыке повнимательнее. Не напомнит ли она тебе знакомые русские народные песни: «Со вьюном я хожу» или «Во поле березонька стояла». Сравни их напев с музыкой «Масленицы».

«МАРТ»

Музыка первого месяца весны называется «Песня жаворонка». Она нежная и звонкая. Очень похожая на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый...

У русского художника Левитана есть картина, которая тоже называется «Март». Как удивительно похожи эти произведения: музыкальная пьеса Чайковского и картина Левитана. Как и композитор в звуках, художник в красках постарался передать звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег... И вся природа ждет настоящей весны.

«АПРЕЛЬ»

Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом!.. В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие синие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна.

Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет, ширится... Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе – плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

У композитора Гречанинова есть песенка, в которой поется... Попробуй угадать, о ком?

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил,

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь правда, что это весна?»

«Зеленая ножка»... Ну, конечно, это цветок. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нем и рассказывает нам музыка «Апреля».

Вот он выглядывает из-под тающего снега, качает головкой на легком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках.

Под эту музыку, наверное, можно станцевать очень красивый танец. Попробуй!

«МАЙ»

Музыка «Мая» грустно задумчивая. Композитор назвал ее «Белые ночи». Можно представить себе наступающий вечер, сумерки, в комнате еще не зажгли лампу, только из окна льется странный, серовато-синий свет. В мае в Петербурге наступают удивительные белые ночи. Все предметы в комнате теряют четкие очертания, словно расплываются, и человека охватывает тихая, беспричинная грусть. Вот это настроение и передает музыка. У поэта Пушкина есть такие строчки о времени белых ночей, когда сероватый волнующий свет наполняет улицы, тянутся бесконечные сумерки и Петербург становится непостижимо прекрасным.

...Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц...

Плавный, задумчивый ритм стиха созвучен музыке Чайковского. Тихо переливаются один в другой звуки рояля, мелодия то ускользает, то появляется, чтобы снова раствориться в неясных нежных переливах.

Музыка «Мая» не рисует никаких изображений, не рассказывает ни о чем определенном.

Главное в ней – настроение. Музыка рассказывает о чувствах, которые вызывают у нас белые ночи.

«ИЮНЬ»

Вот и наступило лето. О чем же рассказывает музыка «Июня»? Чайковский назвал пьесу «Баркароллой». Слово это родилось в Италии, и переводится оно «лодочная», или «песня в лодке», потому что «барка», «баркетта» по-итальянски и означает «лодка». Тот, кто пробовал петь в лодке на озере, реке, море, знает, что голос на воде звучит особенно звонко и песня разносится далеко-далеко.

Мерно, плавно покачивается музыка. Это покачивание сопровождает всю «Баркароллу». Широко и привольно льется на музыкальных волнах мелодия песни. Слушаешь — и кажется, что сам сидишь в лодке, а она плывет, чуть качаясь то ли от ровных ударов весел, то ли от маленьких волн, поднятых внезапно налетевшим теплым и легким ветром.

Летит над водой счастливая песня. Здравствуй, лето!

«ИЮЛЬ»

Лето в разгаре. Жарко. Сколько работы у жителей деревни в это время! Косить пора.

Музыка «Июля» рассказывает о работе. И вместе с тем это еще одна песня – композитор назвал ее «Песня косаря». Она мужественная и энергичная. Идут по полю косари, ослепительно вспыхивают на солнце лезвия их кос. А шаг под песню становится особенно ладным, ровным у всей шеренги косарей.

«АВГУСТ»

Эту пьесу композитор назвал еще «Жатва». Музыка ее не очень похожа на песню. Скорее это музыкальная картинка.

Если в «Песне косаря» ощущается мужественность, сила, энергия, то музыка «Жатвы» звучит мягче, женственнее. Но косить – всегда считалось делом мужским, а жать серпом – женским.

Поэтому и музыка «Жатвы», хотя и очень быстрая, звучит немного нежнее, изящнее, чем «Песня косаря».

Если внимательно прислушаться, можно услышать перезвон серпов. Подвижная, веселая мелодия как бы рисует оживленную картинку: цветастые платки женщин среди ослепительно желтых колосьев спелой ржи, слепящими молниями вспыхивают на солнце косы и серпы.

Интересно, какие картинки захочется нарисовать после прослушивания июльской и августовской пьес? Не обязательно рисовать косарей и жниц, пусть это будут картинки про лето, про деревню.

«СЕНТЯБРЬ»

Начинается «Сентябрь» с призывного, фанфарного сигнала, больше похожего на звуки гулкого, громкоголосого рога. И сразу же за этим сигналом в музыке совершенно ясно слышится скачка – стремительный, четкий и звонкий топот лошадиных копыт. Пьеса называется «Охота».

Много народа, все на лошадях, с целой сворой собак, с призывным криком рогов. Вот такую охоту и рисует нам музыка сентября.

«ОКТЯБРЬ»

Октябрь – это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая – невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом, та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью.

Пьеса «Октябрь» называется еще «Осенняя песня». Тихий покой слышится в первой музыкальной фразе.

Но вот зазвучали два голоса. Один словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно... и тут же бессильно стихает. Очень хочется человеку тепла, света и счастья. Но сумрачно на душе. Снова взлет – и снова падение. Не подняться, не вздохнуть полной грудью... И хочется плакать от непонятной обиды...

Второй голос более уверенный – короткие музыкальные фразочки уговаривают, успокаивают, утешают.

«Унылая пора, очей очарованье», – писал об осени Пушкин. Это время года особенно любил поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу; приближалась

Довольно скучная пора:

Стоял ноябрь уж у двора.

Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в своей музыке Петр Ильич Чайковский

«НОЯБРЬ»

Хотя ноябрь – это последний месяц осени, в Россию в это время приходит зима. Замерзают реки, выпадает снег. Поэтому и музыка «Ноября» называется «На тройке».

Слушаешь ее, и кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в теплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, – белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздается протяжная ямщицкая песня. Музыка словно передает нам чувства, которые вызывает у путника песня ямщика, его грустные думы и невеселое настроение. Прислушайся, снова звучит тихий звон колокольчиков...

Кто долго жил в глуши печальной,

Друзья, тот, верно, знает сам,

Как сильно колокольчик дальний

Порой волнует сердце нам...

Так писал Пушкин. А сколько еще стихов посвящено звону дорожного колокольчика, сколько песен... Вспомни сам или попроси взрослого помочь вспомнить, в каких песнях говорится о дорожном колокольчике.

«ДЕКАБРЬ»

Это последняя пьеса из альбома «Времена года». Она называется «Святки». Святки – старинный праздник перед Новым годом. Музыка декабря, пожалуй, не рассказывает нам именно о святках. Это просто вальс. Красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он медленный, задумчивый, зимний. И немножко грустный. Это понятно – ведь расставаться всегда грустно. А вальс этот последний в альбоме «Времена года». Композитор прощается со своими слушателями.

Концерт окончен,

Музыка вдруг смолкла.

Но так ли это?

Кажется, сейчас она звучит

И будет долго-долго

Еще звучать для каждого из нас

Рекомендации к проведению беседы:

После того как прослушаны пьесы «Времена года» Чайковского, предложите детям к каждой из них найти подходящую картину русского художника и стихотворение на эту же тему. А потом посмотрите, послушайте, почитайте и подумайте о том, как разные виды искусства: музыка, живопись и поэзия – рисуют разные времена года.

Использованные источники:

1. Копилка сценариев : [Электронный ресурс]. - М.: Мой Мир, 2005.