Вы здесь

Кто и как создавал барельеф «Юность» на улице Пушкинской

Появление панно на здании комплекса «Искра», рядом с главным корпусом НИТИ «Прогресс».Об истории создания этого барельефа рассказывает одна из его авторов, известная художница Галина Рязанова.

Барельеф «Юность» создан в начале 1980-х и символизирует не только молодость, красоту, здоровье, но еще и стремление к прогрессу и знаниям. Недаром девушка-спортсменка здесь изображена на фоне раскрытой книги

В конце 1970-х на улице Пушкинской, рядом с основным зданием НИТИ «Прогресс», возвели спортзал для работников института. Внушительных размеров стену без единого окошка, выходящую на проезжую часть, нужно было чем-то украсить. Эту задачу поручили трем художникам – Владимиру Маркелову, Игорю Русских и Галине Рязановой.

– Поначалу предполагалось, что панно должно быть посвящено достижениям местной промышленности, однако позже руководство передумало, и нас попросили создать более нейтральный эскиз, – говорит Галина Васильевна. – Насколько я помню, идея изобразить юную спортсменку пришла в голову Владимиру Маркелову. Ну, а так как я была стройной спортивной молодой женщиной, он решил, что я подходящая модель. Придумали мне романтическую позу гимнастки, и Владимир Владимирович сделал набросок.

Панно делали из бетона, отливая его по частям, – вспоминает Галина Рязанова. – Маркелов с коллегами на досуге шутили, что только на одну грудь девушки-спортсменки у них ушло четыре ведра раствора. Моей же задачей было делать из глины цветы, которые украшают панно снизу. Издалека они кажутся мелкими, но на самом деле они до метра в объеме. Я отбивала сырую податливую глину кувалдой, чтобы придать ей нужную форму, а потом каждый цветок обжигала в печи. Большие цветы обжигались по частям.

А через пять лет после установки барельефа к Галине Васильевне обратились с просьбой разрешить переместить панно в другое место – на стену нового спортивного комплекса возле пляжа.

– Меня так уговаривали, что я уже почти согласилась, – вспоминает Галина Васильевна. – Но Роза Григорьевна Яковлева, тогда главный художник города, сказала свое решительное «нет». Оно и к лучшему, потому что кто его знает, довезли бы они его в целости туда или нет, смогли бы смонтировать заново?

В отличие от многих других ижевских настенных панно советской эпохи «Юность» сохранилась довольно хорошо. Однако годы все-таки берут свое, и периодически с барельефа осыпается штукатурка основы, да и металлическая табличка с указанием авторов давно исчезла: возможно, ее забыли вернуть на место после косметического ремонта. При этом никто ни разу не обращался к авторам панно с просьбой о его реставрации.

Полностью статью читать здесь: http://izhlife.ru