Территория распространения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов – Глазовский и частично Сарапульский уезды Вятской губернии, ныне Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, частично Дебесский районы Удмуртии.
Ткачество на территории Камско-Вятского региона появляется в эпоху неолита (V-III тыс. до н. э.) и скорее напоминало плетение. Первые ткани были выполнены из грубых волокон - крапивы, конопли. С развитием земледелия и скотоводства появляются льняные и шерстяные ткани. К XIX веку ткачество удмуртских женщин достигло своего совершенства.
Художественная вышивка и тканье считались обязательным, общепринятым и традиционным занятием. Такие украшения должна была уметь создавать и иметь любая уважающая себя женщина. Бережно относились удмуртки к одежде, которую они надевали по праздникам.
Общее в покрое женской рубахи всех групп южных удмуртов: рубаха туникообразного покроя, спинку (тыбыр) и перед (дэрем азь) шьют из одного цельного полотна, по бокам два скошенных клина.
Женщины-удмуртки носили чулки (чуглэс), сшитые из толстого белого или цветного холста, а также связанные из шерсти и портяных ниток. К чулкам прикреплялись завязки, при помощи которых чулки подвязывались под коленками.
Женская одежда шьется из яркой цветной пестряди и отделывается многоцветными узорами. Характерно то, что женская рубашка книзу расширяется и заканчивается оборками дэрем карта, дэрем созул.
Завьяловцы, несмотря на двухвековое соседство с Ижевским заводом, смогли сохранить свои самобытные черты. К концу XIX века пестрядь вытеснила белую холщовую одежду.